суббота, 28 января 2017 г.

Зинаида Шаховская "Таков мой век" - 2

      Снова об этой книге.
       Зинаида Шаховская во время войны сначала оказалась в оккупированной части Франции, а после в Англии,  как военный корреспондент французской газеты в 1945-1947 г.г. побывала в Германии (во всех четырех оккупационных зонах), Австрии, Греции, Италии. Во всех этих странах она общалась и с военными, и с политиками, и с простыми людьми, и с беженцами, и с  коллаборационистами, и с  бывшими узниками концлагерей, и с военнопленными побежденных армий. Описанная ею обстановка в послевоенной Европе объясняет  многие сегодняшние события. Становится понятным,  почему страны Евросоюза встали на сторону албанцев в Косовском конфликте: англичане покровительствовали албанцам еще тогда, албанцы помогали им, в частности, задушить революцию 1946 года в Греции. Ясно, почему Греция - "самое слабое звено" Евросоюза:  наиболее разрушенной страной Европы после Второй мировой войны , по свидетельству Шаховской,  была не побежденная Германия , а  Греция.
            И  корни идеалогии нынешней власти на Украине, понятно, откуда произрастают:  практически теми же словами , с такими же эмоциями поляки говорят о России в кулуарах "Клуба союзников" в Англии 1943-1944 г.г. (Хороша же польская пропаганда!).  Шаховская объясняет польские обиды ущемленными амбициями, несостоявшимися и несостоятельными претензиями на великодержавность. Если еще взять во внимание практическую идентичность гимнов Польши ("Еще Польска не сгинела")  и Украины ("Ще не вмерла Украина") и идентичность жестов при исполнении оных гимнов ,  то откуда ветер дует - сомневаться не приходится. Никакой самостийности!
          Сталину, политике Советского Союза от Шаховской тоже сильно достается, но она разделяет русский народ и  коммунистический режим, понимает, что воевали русские не за Сталина, а за Родину, потому и победили.
           Собственно, не так уж автор собственное мнение высказывает, больше факты излагает.
Меня  удивило ее отношение к Нюрнбергскому процессу, к военным преступникам,  к коллаборационистам. Нет оценки-белое и черное, а есть множество оттенков. И многих она жалеет.  Это христианское всепрощение и смирение - то, чему нам стоит учиться у поколения эмигрантов первой волны, то, что им было органически присуще,  а мы растеряли за годы  безбожия, годы преследования веры.
        Все-таки ни один учебник истории не дает таких сведений, таких впечатлений, таких деталей и подробностей событий, как свидетельства очевидцев,  мемуарная литература.

Комментариев нет:

Отправить комментарий